В начале года омский рынок перевозчиков пассажиров начало лихорадить. Операторы стали поднимать тарифы, а по городу поползли слухи о массовых забастовках водителей.
О том, какова реальная ситуация на этом рынке, «ДО» поговорил с техническим директором группы компаний «Юнис-Лада» Сергеем Звягинцевым.
Сергей Евгеньевич, клиенты «Юнис-Лады» недавно на себе почувствовали, что проезд в службах перевозки пассажиров подорожал…
— На самом деле цены мы приподняли еще в декабре, но омичи, наверное, этого не заметили.
Вообще, практика такова, что на Новый год тарифы у перевозчиков всегда повышаются. И люди восприняли это как обычное новогоднее подорожание.
Неожиданностью стало то, что потом тарифы немного упали, но все равно стали выше, чем до новогодних праздников.
С чем это связано?
— Примерно с сентября 2015 года перевозчики, с которыми мы сотрудничаем, начали требовать этого повышения.
Затраты на топливо выросли, но незначительно. Но очень сильно подорожали запчасти и поднялись затраты на техобслуживание автомобиля.
Расход топлива также вырос — зимой это происходит всегда, кроме того, сказывается влияние пробок.
Добавлю, что у водителя пробег — почти 200 км в день. А в нашей службе повышенные требования к автомобилям. Мы не берем машины эконом-класса, «семерки», «Приоры» и т. д., где эти затраты можно минимизировать.
В основном, парк состоит из водителей с автомобилями иностранного производства — примерно на 80%. А это валюта, и все знают, что творится с долларом. Отсюда и рост.
Что касается роста затрат на техобслуживание, СТО подняли тарифы, у них дорожает «коммуналка».
Еще момент — амортизация автомобиля. Водители меняют машину в среднем каждые 2-3 года. А для покупки авто лучшего качества нужны накопления.
Водители и до этого были не особо довольны, у них падает прибыль. И уже с начала прошлого года они просили повышения тарифов.
А с сентября стали уже говорить об этом настойчиво. А у нас возникли трудности с подачей автомобилей клиентам на заказы.
Раньше мы могли направить водителя на расстояние 5-6 км до клиента, а потом дошло до того, что водители соглашались ехать на место не далее 1 км.
Однако такое сосредоточение машин — очень маловероятный факт, нужно, чтобы машина стояла практически рядом.
А есть ведь заказы и из удаленных спальных районов. Водители не то чтобы перестали их выполнять, но было сопротивление.
Второй момент — просто стало сокращаться количество водителей.
Что это значит?
— Водители, не получая достаточно средств в перевозках, стали искать себе дополнительную работу.
Наши профессиональные сотрудники, которые прежде на постоянной основе с утра до вечера работали в перевозках, пошли искать другой заработок.
Мы готовы были к поднятию цен еще в ноябре-декабре, но сумели договориться с водителями, чтобы еще немного потерпеть, хотя бы до конца 2015 года, и в Новый год войти с новым тарифом.
Водители на это согласились и более-менее стабильно отработали декабрь в ожидании.
С нашей стороны это было некое обещание, но мы понимаем, что их требования обоснованы.
И насколько в итоге вы повысили январские цены?
— В среднем на 20%. Водители требовали поднять тариф в октябре на 10% и в декабре еще на 10%.
Мы решили пережить все за один раз. И километр теперь стоит не 10 рублей, а 12. Кроме того, клиенты могут выбирать и платить по таксометру.
Но таких подавляющее меньшинство: никто не хочет платить за пробки.
Сейчас после Нового года есть небольшой спад заказов, но это традиционное явление.
Однако есть и какая-то часть людей, для которых повышение цен показалось существенным, и они отказываются от наших услуг.
Хотя ведь традиционно в Омске услуги перевозчиков считается не таким дорогим по сравнению с другими крупными городами…
— Я бы так не сказал. Еще мне не совсем понятно, когда люди говорят: у нас жители зарабатывают меньше, поэтому и тариф должен быть ниже.
В Новосибирске машины и бензин стоят столько же, а пробки в Омске стали уже не меньше.
Но с дорогами у нас намного хуже, и водителю резины хватает чуть ли не на один сезон. Сами покрышки при этом также подорожали.
То, что в Новосибирске или Екатеринбурге люди зарабатывают больше и поэтому тариф там вправе быть повыше, это понятно. Но затраты-то у всех одинаковые.
Есть ли в службах перевозок точный и экономически обоснованный тариф?
— Мы делали расчеты двухгодичной давности. Но если бы мы эти тарифы применили, они были бы в два раза выше тех, по которым работаем сейчас.
Ситуацию больше регулирует рынок, а не эти расчеты. Исполнитель уже подстраивается под потребителя.
И не секрет, что водители стремятся экономить и в рыночных условиях минимизируют свои затраты.
Много разговоров было о планируемых забастовках водителей. По данным СМИ, эта проблема коснулась диспетчерской службы «Лидер».
— Я не знаю точно, что у них происходило, но, по моему мнению, это просто фейк, который запустили в Сеть для того, чтобы как-то использовать.
Возможно, водители ходили жаловаться к руководству. Но нужно понимать, что «Лидер» — это федеральная компания.
Пока сигнал дойдет до штаба, пока его там рассмотрят… Возможно, у них также будет повышение тарифа, но когда оно произойдет, неизвестно.
Мы же все решения принимаем на месте и оперативно.
Ваших водителей никто не будоражит? У них нет своего профсоюза?
— Как такового профсоюза нет. Раньше существовали некие некоммерческие структуры и организации.
Но они не стали каким-то масштабным явлением, и поэтому все сейчас концентрируется вокруг отдельных инициативных людей-«заводил».
Они у нас работают, пока исполняют все наши правила по перевозкам. А информация молниеносно расходится в интернете.
Но у нас не дошло до конфликта: люди ко мне приходили, рассказывали о своих проблемах, объясняли, как они вынуждены работать, почему не готовы выполнять наши требования. Я их прекрасно понимал.
Как «Юнис-Лада» сейчас выстраивает работу с водителями и взаимодействует со своими конкурентами?
— Компания организует входящий трафик от клиента, собирает информацию и предоставляет ее водителям на определенных условиях и правилах.
Существует система качества, есть менеджеры, которые подбирают водителей и определяют машины, которые могут у нас работать.
Так вот эти водители работают и у нас, и в «Лидере», и в «Яндекс. Такси», и в «Единой службе».
Водители имеют несколько таких агрегаторов заказов и смотрят, что им выгоднее взять. Но у нас много и водителей, для которых это неприемлемо, и они работают только в одной службе.
Кто является крупнейшим игроком на омском рынке перевозчиков?
— Мы примерно знаем объемы рынка, но цифры я назвать не могу, так как они не являются официальными.
На мой взгляд, основные перевозчики в Омске сейчас — это «Юнис-Лада» и компания «Лидер». Остальные имеют меньшие объемы.
Конкуренция по-прежнему сильна? Опасаетесь ли прихода новых игроков, например, из Москвы?
— Конкуренция обязательно должна быть, но здоровая и нормальная. Да, в Омск пришло «Яндекс.
Такси», придут и другие компании, например, американский Uber и так далее. Опасности для нас есть и существенные.
Мы видим, что сейчас происходит на новосибирском рынке. Цены для клиентов там падают, но водитель-то выполняет заказ по обычным тарифам.
Компании начинают предлагать для пассажиров какие-то акции, демпингуют — снижают цену поездки в два раза. Это не ложится на водителя — затраты компании берут на себя.
Идет борьба за клиента, так, к примеру, поступает «Яндекс. Такси». Но мы, присутствуя в Новосибирске, не можем позволить себе работать в убыток.
Наш филиал занимал там достаточно твердые позиции, но когда рынок стал больше, мы не посчитали нужным вести такую же борьбу.
Крупных игроков этим не остановить. Мы остались с таким объемом, который позволяет нам работать и извлекать какую-то прибыль, но мы уже не инвестируем в новосибирский рынок.
На таких же позициях мы пока остаемся на рынке Екатеринбурга и Тольятти, где не завоевываем рынок, а просто спокойно работаем.
В Омск «Яндекс. Такси» также пришло с огромными средствами. Они в любой момент могут начать маркетинговую атаку, но пока этого не делают.
Бояться этого не стоит, но опасаться надо. У нас есть свои планы, и в Омске мы уже будем бороться за этот рынок зубами.
В Омск еще до кризиса заходили иногородние службы перевозок, но быстро сошли на нет, а потом появились местные экзотичные бренды, например, такси «Ведерко». Почему все они не смогли у нас выжить?
— На самом деле, и сейчас «на манеже все те же». Просто был период придумывания смешных брендов, время «ежиков» — помните, было такси «Ежик» с тарифом 2 рубля за километр?
Мы тоже в свое время наплодили этих клонов, к которым были привязаны номера телефонов, а «ДубльГИС» по-прежнему кишит разными названиями.
Но эти времена уже прошли. Названия могут меняться, но сами игроки остаются теми же. Новых участников на рынок не приходило уже около 5 лет.
И «Яндекс. Такси» — это тоже не новички, а наши игроки, просто они используют сервис «Яндекса». Я предполагаю, что они работают у нас по франшизе.
Но по электронным сервисам, похоже, омичи существенно проигрывают этому оператору.
— В свое время мы разработали клиентам свое приложение для заказа авто, но «Яндекс» со своими возможностями сделал лучше. Но это их среда.
Кроме того, к их приложению привязаны и другие сервисы «Яндекса», и вместе все это очень хорошо работает.
Однако наше приложение разрабатывал один человек и трудился над этим год, а в «Яндексе» программистов гораздо больше, они мегапрофессионалы, и зарплаты у них не омские.
Кроме того, в Омске мы запускали программу для водителей. Водители, которые до этого работали только по рации, сначала возмущались: «Кто эту гадость в Омск привез?!»
Но этот прогресс в Омске начинался именно с нас, это был 2009 год.
А в ближайших наших планах на февраль-март — запустить сервис оплаты проезда по банковским карточкам.
Для этого карту нужно будет привязать в индивидуальном приложении для заказа.
Что входит в группу компаний «Юнис-Лада»?
— Есть юрлицо ООО «Юнис-Лада» и название диспетчерской службы, которое с ним созвучно. На слуху раньше также были названия служб при нас — «Копейка», «Пятерочка», «Домой», «Иртыш» и так далее.
Но людям они уже забылись, в рекламе их нет. Однако номера телефонов сохранились, люди набирают их по старой памяти и попадают к нам. Ну а наша задача — сделать так, чтобы их все устраивало.
У собственника бизнеса Александра Галкина также есть другие направления: сеть магазинов «Гудок», сеть СТО, центр отдыха «Джонка».
По сути, свою деятельность он начинал с того, что оптом привозил сюда запчасти с АвтоВАЗа и продавал в Омске. Этот бизнес рос, затем в 2000 году было решено открыть диспетчерскую службу.
В прошлом году сообщалось об акции диспетчерской службы «Юнис-Лада», предлагавшей возить беженцев с Украины бесплатно. Этим кто-то воспользовался?
— Такие люди были. К нам обращались из миграционной службы, и водители шли навстречу. Кроме того, звонил владелец турбазы, которая находится в 100 км от Омска.
Он разместил у себя беженцев, а им нужно было приехать в город и оформлять документы. Здесь мы также пошли навстречу.
Мы об этом нигде широко не рассказывали, но как-то эта информация просочилась в СМИ.
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 03 (106) 26 января